10 советов начинающим веломарафонцам

Итак, Вы решились на Свой Первый Веломарафон. Вы в предвкушении. И не смотря на советы закаленных веломарафонцев, Вы все еще остаетесь в неведении — «ЧТО ЖЕ МЕНЯ ЖДЕТ?». Поверьте — это вполне нормальная ситуация. И я надеюсь, что следующие 10 советов помогут Вам лучше подготовиться к преодолению дистанции и преодолеть трудности, с которыми Вы, возможно, столкнетесь. Итак, поехали!

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Эта запись сделана в эпоху, когда я делал первые шаги в веломарафонском движении. И по-большей части она здесь осталась только как память о тех славных деньках.

Читайте ее на свой страх и риск!

1. Начнем с Вашей физической подготовки. Встречал такой распространенный совет, что за две недели до веломарафона нужно накатать дистанцию, в два раза больше предстоящего маршрута. Не смотря на то, что я сильно сомневаюсь, что проводились подобного рода исследования — данный совет не лишен основания. И если у Вас есть время, то вперед — крутите педали. Чем больше накатаете до веломарафона, тем лучше. Но часто бывает так, что к первому 200-км марафону, открывающему веломарафонский сезон, накатать более-менее приличную дистанцию не представляется возможным. И это, собственно говоря, совершенно нормально. Просто катайтесь в свое удовольствие более менее регулярно и за неделю до (плюс-минус), постарайтесь совершить одну 100 км поездку, и можете быть уверены, что марафон Вы преодолеете. Но запомните, именно «преодолеете», а не прокатитесь с ветерком. :) Вполне реально подготовиться к веломарафону за 2,5 недели с учетом отдыха — проверено на себе! (с).
2. Техника. На каком велосипеде предпочтительнее ехать веломарафон? Совет прост — на том, который полегче и побыстрее. Из собственного опыта (проезжал 200-ку на горном и на шосейнике) — можно проехать на любом. Но на втором значительно комфортнее. ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ. Если же Вы еще не определились с выбором велосипеда, и считаете, что шоссейник сугубо специализированный велосипед, а в планах у Вас твердо намечены поездки по вспаханному полю, то мой Вам совет — присмотритесь к гибриду. 28 дюймовые колеса обеспечать значительную скорость по нашим дорогам, когда как сама геометрия рамы и амортизационная вилка позволят не снижать скорость при виде ямы, щебня и других достопримечательностей наших дорог. Гибрид для наших пензенских веломарафонов — самое то. Если же велосипед у Вас уже есть, то перед веломарафоном необходимо сделать следующее — позаботиться о своем двухколесном Мустанге. Создайте с ним своего рода интимную связь — проверьте работоспособность узлов (четко ли переключаются передачи, тормозит ли тормоз:)), незабудьте смазать цепь и с вечера накачайте колеса. Если делать все это утром, то чревато потерей времени на устранение ранее невыявленных неисправностей. Примеров, когда за 5 минут до старта у веломарафонцев лопалась камера при «накачаю-ка я еще немножко!» — масса. И еще — никогда не используйте «необъезженные» аксессуары: если Вы катались целый месяц в простых педалях, а за день до марафона взяли и поставили контакты и решили ехать в них, то это чревато сходом с дистанции из-за физической невозможности продолжать путь.
3. «Что взять с собой в дорогу на 200 км веломарафон?» — этот вопрос неприменно встанет перед человеком, решившего покорить данную дистанцию. Все очень просто: не берите с собой ничего лишнего! Вы не на отдых отправляетесь. Не навешивайте ни на себя, ни на свой велосипед кучу мешков со жратвой, «запасной» одеждой на все случае жизни и другого хлама. Любой лишний груз будет отягощать Ваше приключение. Помните, что на дистанции есть Контрольные Пункты (сокращенно КП), на которых Вы сможете не только утолить голод, переодеться (если позаботитесь заблаговременно) в другую одежду, но и пополнить запасы воды и углеводов. Поэтому, за день до веломарафона посмотрите прогноз погоды, и если обещают теплый летний день с «возможными осадками», то возьмите следующее: 2 запасные камеры, набор монтажек и шестигранников, куртку против дождя (все это умещается в небольшой подседельной сумочке), не забудьте про 2 велофляги, насос, телефон и деньги. Касательно вопроса: «Сколько денег брать?» :) Сколько считаете нужным. Некоторые цифры: стартовый взнос — 100 рублей, включающий оборудование и питание на КП-1 (обговаривается заранее), на КП-2, где будет чековый контроль, потратить можно столько, сколько считаете нужным — купить можно все, начиная от чашки чая, шоколадки, пепси и заканчивая полноценным обедом в близлежайшем кафе-баре. Цены сопоставимы с пензенскими. Остановлюсь подробнее на том, что взять с собой непосредственно в дорогу для поддержания сил (исходя из собственных предпочтений) и что уменьшается в заднем кармане веломайки (если ее ЕЩЕ нет — то можно уложить нижеперечисленное в подрамную сумочку) — это «Супер-сникерс» и 4 банана, чего вполне хватит до КП-1. Если же у Вас габариты богатырские, то в первый раз можно взять «разминочного питания» с запасом. Но помните — берите лишь «легкие» быстроусвояемые углеводы, никаких «тяжелых» кур-гриль (даже не думайте!) и иже с ними. Стоит ли на 200км веломарафоне брать фары? Смотрите: темнеет, грубо говоря, в 21.00 (начало мая), норматив — 13.30 минут, т.е. при старте в 8.00 должны уложиться до 21.30 минут. Если нет твердой уверенности в собственных силах — берите фару.
4. Изучите легенду предстоящего маршрута. Благо, с развитием картографических сервисов Яндекс.Карты и Гугл-Ёс, это можно сделать совершенно элементарно и прямо не выходя из дома. Вдобавок ко всему бумажный вариант легенды выдается прямо на месте старта. Обратите особое внимание на перекрестки и на места, где есть вероятность проскочить нужный поворот или же свернуть не туда, куда нужно. Будьте внимательны во время движения — запоминайте пройденные места и сверяйтесь с легендой. Если же на дистанции возникли затруднения с выбором пути, перво-наперво еще раз внимательно загляните в легенду, сравните показания велокомпьютера и текстовых данных, не бойтесь уточнять местонахождения нужного места у близлежащих людей (это не запрещено правилами) или звонить по телефону остальным веломарафонцам (о контактных телефонах не мешало бы позаботиться заранее — необходимо знать хотя бы контактный номер президента велоклуба).
5. Правильно оцените свои силы — не гоните своего мустанга (редкий вариант — свою лошадь) с первых километров веломарафона. Как правило, первые пять-семь километров дистанции поток веломарафонцев и сопутствующего им командного боевого духа движется одной группой. И лишь затем начинается постепенное разделение потока. Не спешите увязываться за лидерами — это опытные веломарафонцы, знающие и правильно расценивающие свои силы. Просто продолжайте ехать в своем темпе, наверняка Вы будете не одиноки, и в скором времени вокруг Вас (или же Вы присоединитесь сами) образуется группа, с которой Вам будет комфортно, интересно и веселее продолжать путь.
6. Останавливайтесь, когда посчитаете нужным. Веломарафон — это не гонка, здесь нет первых и вторых мест. Каждый, уложившийся в лимит времени считается Победителем. Понравился пейзаж?! Остановитесь, достаньте фотоаппарат и сделайте снимок! Чувствуете, что забились ноги?! Остановитесь и сделайте пару кружков вокруг велосипеда, растенитесь на траве в конце концов! Но помните, что если Вы ехали в группе — догнать попутчиков будет непросто!
7. Итак, Вы доехали до первого Контрольного Пункта (сокращенно КП). Не расслабляйтесь! Сразу же пройдите контроль у судьи, который запишет время прибытия в независимом протоколе и в Вашей карточке. Спрятав карточку в карман идите к долгожданному пункту питания. Не переусердствуйте! Не переедайте! Вы не на конкурсе поедания гамбургеров. Вам предстоит преодолеть еще больше половины маршрута. С набитым под завязку желудком начинать и продолжать путь будет чертовски сложно — Вашему организму придется сделать приоритет на переваривание пищи вместо восстановления уставших мышц. Поступайте с умом — ограничьтесь стандартными порциями «правильной» еды, и наслаждатесь непринужденной беседой с остальными веломарафонцами, получайте удовольствие! И еще — не стоит оставаться на КП больше 30 минут — это не принесет никакого эффекта, кроме появившейся сонливости и желания «отдохнуть еще побольше». Поэтому, после прибытия на КП засеките время (~30мин) и отпраляйтесь в путь не задерживаясь.
8. Что делать, если начался дождь/ураган/цунами/пошел снег/приземлились пришельцы? Ничего — продолжать путь. :) Достать, специально взятый для этого случая дождевик, залезть на велосипед, начать крутить педали и помнить, что дождь рано или поздно кончится. Помните, если Вы решились на преодоление веломарафона — Вы бросаете вызов прежде всего самому себе. И если Вы боитесь промочить ноги — подумайте, стоит ли вообще выходить на старт? Посмотрите дома телевизор. Канал «Спорт», к примеру.
9. Последняя треть пути. Если у Вас есть мужество (а судя по тому, что Вы решились преодолеть марафон — оно у Вас есть), то самое время собрать его в кулак. Потому что на этом участке может наступить «яма», т.е. упадок физических и моральных сил. В голову начинают лезть мысли: «Что я здесь вообще делаю?!», «Сколько осталось?!». А мышцы заело на фразе: «Мы больше не можем!» Помните — это все молочная кислота! Именно на этом участке необходимо преодолеть себя — выкарабкаться из ямы. И пересечь финишную черту.
10. За день до веломарафона — посмотритесь в зеркало. Задержите дыхание… и представьте атмосферу 1-го сентября в вашей любимой школе.. На улице солнечно, кругом царит суматоха, непонятное возбуждение, чувство предстоящего праздника.. Но все это Вас мало касается — вы озабочены совсем другим.. Все это предстоит испытать Вам и на первом 200-км веломарафоне. Помните, что «завтра» Вас ждет непростой скучный день, а Целое Приключение. Можете выдыхать, и не забудьте выспаться перед веломарафоном!

10 советов начинающим веломарафонцам: 2 комментария

  1. Виталий Николаевич:

    Спасибо. Мне 66. Решил принять участие в веломарафоне, начиная с 200 км. Спасибо за статью — с ориентировала. Я катаюсь на регулярной основе 3 года. Старался проезжать в неделю, естественно в весенне-летне- осенний сезон 2-3 раза в неделю км по 15-20. У меня однокашник член парижского клуба рандонёров, вот он порекомендовал мне до марафона 11 сент. в неделю накатывать км по 200-300. Прочитав Вашу статью, удивился, что достаточно и меньше. А вообще Спасибо.

Оставьте комментарий