Рецензия на книгу «Евангелие от палача»

Данная книга настолько хороша, что я решил написать на нее мини-рецензию. Не то, чтобы я претендовал на роль великого драматурга и все-такое-прочее, просто книга — бьет наповал. В третий раз, открывая первую страницу — меня словно магнитом тянет этот мир.. Страшный, бездушный, лживый — черно-белый. Мир, в который не хочется верить.

Ох, страна Наша, любимая, ядерно-ПОТЕНЦИАльная! Эрекция ракет наших «Тополь-М», с машин, на секретных базах, поднимающихся, вставит пистон западу неугомонному! Сметет вседозволенность! Равенство установит!

Эпохи сменились. На смену «пионеров наш отряд» пришло поколение «Pepsi». На смену зарядки по утрам пришел «Макдональдс» — уродский клоун с грустными глазами гумплена. Кого щас интересует история? Я и сам со школьного курса запомнил только хорошо-сложенную фигуру и милое личико с налетом нахальности своей любимой учительницы по истории. Хотя нет — голос еще ее помню, весь такой «я с вами церемониться не буду! К доске!». Ну и не надо! Я вам С МЕСТА отвечу! Плевал я на реформы Столыпина, и Табель о Рангах мне не интересна! Вы нам лучше расскажите кто победил и за что боролись! Почему мы в космос (в далекий!) еще не улетели! А то тошно здесь — не на что смотреть, кроме личика вашего милого! Что мы прыгаем, как кузнечики, меж эпох? Век такой, век сякой! Да не помним мы уже, что вчера было! Помним мы — что будет! ВВП вырастет (до 25-ти, говорят, растет! Дайте только линейку!). И сразу же зарплаты поднимутся! И засияет все, заблестит! И выпустит «Макдональдс» гамбургер с новой начинкой, трехслойной — «Светлое будущее»!

Роман «Евангелие от палача» — исторической ценностью то ли обладает, то ли нет — каждый сам для себя волен решить, но светлого будущего не обещает. Потому что написан предельно честно, с перчиком, с солью, с кровью. Роман — ураган. Стоит только подойти поближе — на пару страничек.. как закружит, завертит, дыхание перехватит и не отпустит, пока последнюю страницу не перевернешь. И сил на это никаких не затрачивает, ведь знает, чертяка, что сами не уйдем, пока до конца не дочитаем, пока не узнаем, пока ответы на вопросы не прочитаем! А они там будут. Ответы эти.. Эпохи меняются, а вопросы все те же — что толку от дополнительных переменных, когда условия те же?!

Конец 1970-х. Время дифицита, нескончаемых очередей и советского автопрома. Бывший полковник МГБ, Хваткин, а ныне профессор юридических наук — все блага имеет (и квартиру в спальном районе, и мерседес, и «кровать финскую»..) и знает, как жизнь ухватить покрепче, за шкирку. И свою и чужую. Ведь не знает никто, что в прошлом он «профессиональный людобой», «особа особоприблеженная», лично товарища Сталина в последний путь провожал. На носилках. Прямо в морг, на вскрытие. Но чистеньким сумел уйти в новую эпоху — значит не дурак. Но «Никто не забыт, ни что не забыто».

Сквозь литры спиртного, разномастных женских ляжек, неизвестности начинают происходить события мерзлым весенним мартом, когда «простому парню», «нашему советскому Скорцени», товарищу Хваткину перспектива нерадужная стала вырисовываться — под суд пойти, «правду рассказать».. и приходится вспомнить ему его прошлое. Ведь «плохо спится палачам», когда оно, прошлое в памяти всплывает.
История конца 1970-х «идет параллельно» с событиями конца 40-х, начала 50-х годов. В то время мир предстает перед нами перевернутым с ног наголову, когда время повернуто вспять, а день с ночью поменяли полярность. Хваткин вспоминает, что было 25-30 лет назад. Во времена «культа личности», во времена бессистемности, страха, неизвестности перед завтрашним днем. Засилье НКВД и других ГБ, о котором мы знаем лишь по-наслышке, здесь показано во всей «красе». Эти воспоминания — отдельная история, отдельный напряженный, интересный «до рези в яйцах» детектив, ураган.

Мы узнаем «героя», понимаем его поступки, его мысли. УЧАВСТВУЕМ в шахматной партии, где на кону тысячи жизней, откуда доносится ветер тысяч искалеченных судеб.. И все две истории переплетаются, воспоминая дополняют события, происходящие через 25 лет, всё встает на свои места, маленький снежный комочек уже летит лавиной, где есть все — и чувства, и правда, и другая правда, произвол, ужасы человеческой природы. Братья Вайнеры, по их словам, написали роман за 15 лет до его публикации — спрятали, сохранили и явили. Ведь тогда «нельзя было». Потому что в нем была правда. Которой быть «не должно». Но не столь важна интересная, но, по-большому счету, бесполезная правда — человечество все равно не учится на своих ошибках.

А важно то — как написан этот роман. Стиль, каким написан роман — мне не доводилось читать ни у кого больше. Ни Хваткин там главный герой, а — МЫ. Вместе с ним. Повествование идет «изнутри» этого человека. Мы словно смотрим из глаз профессора юриспрунденции, «профессионального людобоя», вместе с ним страдаем от похмелья, вместе.. Ох, что мы только там не делаем! Аркадий и Григорий Вайнеры, через этого человека общаются с нами — прямо, цинично, без прикрас отвечают на вопросы, которые задает себе каждый человек.. Вайнеры писали роман не для девочек — у них отвянут уши от резких, прямых, слов, выражений. Они половину романа «вырежут из контекста». Но ведь здесь же нет этих утонченных особ, правда?!

«Боже мой, неужели никто не понимает, что только наш родимый ум Лобачевского, с младенчества занятый обдумыванием этих таинственных знаков «Х, У, Й» — на каждой свободной плоскости нашего мира — смог породить новое представление о пространстве?..».

Хваткин, как персонаж, получился очень харизматичным и заслуживает отдельного рассмотрения. .. Но не отстоют и остальные второстепенные персонажи — все личности запоминающиеся. Будь это хоть «вожди», будь это хоть еще один «сотрудник МГБ», «проводящий допрос обвиняемого», будь это хоть один из сотен допрашиваемых, который не сознается и ему «яйца между дверью зажали, и ручку нажать не успели, а он уже и окочурился».. Вайнеры показывают всю подноготную типажей, нас окружавших и окружающих: трусов, прихлебателей, убийц, стукачей, «простых» людей.. Кого-то они зло высмеивают, кого-то унижают, кого-то купают в собственной глупости, но никого — не жалеют. И это правильно — правда, какая бы она не была.

Пройдитесь вместе с полковником Хваткиным по этажам «КОНТОРЫ», загляните вместе с ним в двери и посмотрите на методы, которыми «добивались признания» честные ваятели рукимаратели НКВД-шники. Не укладывающиеся в голове, сумасбродные, ДИКИЕ, проскакивающие «дела», которые «шили» подвернувшимся под руку людей.. Отдельных слов заслуживают два мира, соединенными воспоминаниями антагониста, две половинки одной эпохи. В них веришь, они не могли не существовать. И повезло нам, что не довелось побродить по их улицам. У нас другой Марс, другая Венера! Давайте уж лучше жить днем, и спать ночью.
Где-то я прочитал про эту книгу такие слова: «Книга не может взволновать только камень». И с этим я абсолютно согласен. Будете проходить мимо книжного магазина — не забудьте прихватить себе экземпляр данного Романа.

P.S. Роман является частью дилогии. Вторая книга, имеющая отношение ко времени и событиям этой носит название «Петля и камень в зеленой траве» — самое то, чтобы утолить голод, после прочтения «Евангелие от палача».

Реклама

28 thoughts on “Рецензия на книгу «Евангелие от палача»

  1. Андрей:

    Уважаемый автор рецензии! В слове «дифицит» у вас допущено ошибка! Пожалуйста, не могли бы Вы ее исправить? А то я всю квартиру кипятком зассал! Даже, вот, соседи снизу начали жаловаться!
    Как хорошо, что Вы решили написать рецензию на Такую Великую Книгу! Да, пусть рецензия мне не очень понравилась.. Чем? Понятия не имею! Может быть в ней не раскрыт глубинный смысл пространства и времени? Может быть просто у меня не проходящий запор третий день.. Кто знает!
    Но в любом случае: спасибо Вам за Ваши труды и старания!


    С уважением, Андрюха!

    • manonbatteries:

      Да, Андрей, рецензию писал еще в пору своей аспирантской молодости. Где-то после третьего раза перечитывания книги. А первый раз, помню, прочитал ее еще на втором курсе университета. Согласись — неплохой вкус у студента-второкурсника!

      Но знаешь что еще, Андрюха?! Придется мне напомнить тебе о хороших манерах. Ведь когда ты в гостях, то и вести себя должен подобающим образом.
      Поэтому твое сообщение, дорогой друг, будет отредактировано в соответствии с нормами морали и этики.

      —-
      Будут мне еще указывать всякие на какие книги писать рецензии!

  2. Сергей:

    А книга то дерьмовая! Толика правды есть, но лжи больше раз в 10!
    Тенденциозный взгляд на нашу историю. Кроме того оголтелый сионизм — в книге все евреи честные и порядочные люди. Люди других национальностей — урод на уроде и уродом погоняет. Прочитав эту книгу, я понял ПОЧЕМУ многие не любят евреев.

  3. Влад:

    Полностью согласен с Андреем и Сергеем — дерьмо-книга, пронизанная насквозь лживостью и русофобией. Если русский, то пьяница, палач, а если еврей, то невинная жертва и умница.

    Авторы поганцы -двуличные!!! Как могут люди написавшие эру милосердия, написать подобные опусы, пропитанные ненавистью к России, к народу среди которого живут??

    • Александр):

      Полностью поддерживаю. Но писатели-русофобы-лицемеры в своем опусе просчитались — из заведомо отрицательного героя (почти всю книгу) Хваткин не оставил отрицательного впечатления. Скажу цитатой из книги — «Кому вертухай, а кому верный сын отчизны». Так вот — Хваткин — верный сын отчизны, а 2 писателя сиониста — лицемерные нехорошие люди (дабы не выражаться..). Остальные свои романы не гнушались писать и получать за них деньги от «проклятой» системы! Чем то параллельны с бандеровским отребьем — так же сидели десятилетиями в «схронах» с партбилетом КПСС…

      Книгу нужно прочитать и не один раз — как пособие для сотрудников спецслужб, интересный взгляд для историков (хотя правды там мало), а так же прочитать для понимания какие аффторы двуличные муд@ки!.

      Книгу рекомендую, и вторую часть дилогии тоже.
      + Не забудьте почитать Судоплатова.

    • Ульян:

      Очень просто. Сначала пишется «Эра Милосердия», для того ,чтобы получить популярность на всей территории СССР снимается фильм с Высоцким, а потом под это можно уже толкать и «Петлю и камень», и «Евангелие». Все будет съедено. То же самое делали и Стругацкие.

  4. Сергей:

    Книга — шедевр! Первый раз была прочитана в 16 лет и оставила после себя неизгладимое впечатление. С тех пор (мне 32) — шесть, шесть раз была прочитана и пережита заново (полное погружение) и несмотря на бездну великих книг ЭТА входит в пятёрку лучших моего взыскательного и придирчивого вкуса. Словеса хлещут плетью, образы проецируются прямо в воспалённый этим текстом мозг и остаются там навсегда. Крайне приятно было осознать что это произведение кем-то то же оценено столь же высоко: «А важно то – как написан этот роман. Стиль, каким написан роман – мне не доводилось читать ни у кого больше. Ни Хваткин там главный герой, а – МЫ. Вместе с ним» и близко по восприятию. По завершению очередного прочтения, под влиянием минуты вбил в гугл «рецензия на ….» и ткнув в первую же ссыль прочитал вас ;) респект вам и благодарность)

    • manonbatteries:

      Сергей, искреннее спасибо!
      Каждый раз после прочтения книга вызывает неподдельный восторг!
      Хваткин уже как старый добрый друг, к которому возвращаешься из года в год погостить — до чего ж хорошо у него в гостях!
      Вот желание перечитать книгу снова появляется где-то на задворках.. Ну так не будем ему противиться! ))

      • Сергей:

        Ну уж друг-Хваткин!!! Упаси бог от таких друзей, пусть даже книжных… А вообще сильно. В 1978 году я учился на 4-м курсе одного из Московских ВУЗов — в каждой группе непременно был стукач, это я понял позднее. А книга действительно мощная, но уж больно силен заряд ненависти к палачам… Впрочем, есть за что.

      • Сергей:

        Ну уж друг-Хваткин!!! Упаси бог от таких друзей, пусть даже книжных… В 1978 году я учился на 4-м курсе одного из Московских ВУЗов — в каждой группе непременно был стукач, это я понял позднее. А книга действительно мощная, но уж больно силен заряд ненависти к палачам… Впрочем, есть за что.

  5. Виктор:

    Самое смешное, что хомячьё верит каждому слову, написанному в этом русофобском «шедевре», словно документальному источнику. Особенно порадовала бредовая байка про расстрелянную тысячу генерала Балицкого (и егоотрезанную голову). Из за таких вот деятелей, как два пейсателя Вайнера и не любят иудеев во всём мире.

    • Ярослав:

      так это художественный вымысел. Вайнеры не писали документальную литературу и не претендовали в отличие от Юлиана Семенова на документализм и подлинность фактов

      • Александр):

        Это называется манипуляция. Причем нечистоплотная.

  6. Борис:

    «Евангелие от палача» — самая русофобская книга, из тех, что мне приходилось брать в свои руки за последние лет пять.
    Все русские люди в ней описаны как физические и нравственные уроды, извращенцы и идиоты.
    И как противопоставление им — люди, чуть ли не в сияющих белых одеждах праведников и мучеников… разумеется, евреи.
    Поэтому, я не удивляюсь тому, что все иудеи без ума от этой писанины.

  7. геннадий:

    Книга манит,как манит картина.Непонятно чем-мазками?сюжетом?манерой написания?Но,безусловно одно-это редкость.Штучный товар.Русофобия?Сионизм?Каждый волен интропретировать по-своему.Вайнеры- эмпатики.Способные понять любую душу.

    • manonbatteries:

      Геннадий! ..прямо в точку! Самый адекватный комментарий, который мне довелось увидеть..!

      Сколько лет прошло со времен моей рецензии, а перечитывать все так же тянет.

  8. Гаврила:

    Книга хорошая, язык свеж до терпкости, стиль живой и динамичный. Жаль, что нельзя рассматривать её, как историческую: если бы это написал Хваткин!.. А так — авторы просто понаХВАТались где-то подслушанных эпизодов, дополнив своим воображением. Но, главная ассоциация от этого произведения от Вайнеров: В МИРЕ НЕ БЫЛО — И НЕТ? — НИКОГО, КРОМЕ ГОНИМОГО, БОГОМ ИЗБРАННОГО НАРОДА, И ЕГО ГОНИТЕЛЕЙ. Только спасающие человеков Лаурье — жертвы, и их палачи — Хваткины.Всё: кругом больше никого — ни там, в 40-50-х, ни после. Во всём мире!.. Поэтому, и не веришь до конца.Потому-то произведению этому во времени далеко не шагнуть — мелковато, глубины нет. И , за лубочной этой темой, не берет оно за душу — не «Эра Милосердия», близко!.. Всё написанное мы, в общем знали, и вполне можно было бы роман назвать: «Волга впадает в Каспийское море».

  9. Владимир:

    Прочел 15 страниц, затем полистал, пересиливая брезгливость. Желания тратить время на прочтение этого «шедевра», полностью, не возникло ни разу. Сначала ты работаешь на авторитет затем, авторитет на тебя. Если нет средств к существованию, допускаю продажу авторитета, но это уже не из какого Евангелия

    • manonbatteries:

      Однако, Владимир, по прочтении «15 страниц» у вас все-таки возникло желание прозондировать Интернет в поиске информации о, написать свой глубокомысленный комментарий и охарактеризовать книгу как «шедевр».
      Видимо, 15 страниц оказались все же — уж очень хороши.

  10. Андрей:

    Когда то прочитал я роман Серый камень в зелёной траве, теперь, увы, и не помню что там рассказывалось… И вот волей судьбы пересёкся с романом Евангелие от палача. Вообще то евангелие — это весть о Мессии, ну да ладно, Палач — Мессия, для определённой части населения земного шарика. До сего произведения были прочитаны Блатной, Крутой маршрут, Архипелаг ГУЛАГ, рассказы Шаламова, кое какие документы…
    Единственное достоинство этого романа — стиль. Да, жгучести, искренности, образности — не отнять. Остальное — бесполезная чернуха. Констатация того факта, что власть растлевает, а абсолютная власть растлевает абсолютно — очевидна для всякого человека, желающего мыслить, а не питаться крохами с барского стола. Русофобии не увидел — эти все винтики и шестерни Системы уже не русские, они жиды — существа, поправшие в себе всё человеческое, оставив себе лишь животный страх перед смертью и расплатой, и поступок героя это полностью подтверждает — ему не важно кому служить, какой идее, главное, он сам — завидующий Сталину, потому что сам демон, мелкая сошка на побегушках, и то, что именно в его голову приходит организовать депортацию евреев — то есть используя вековое недовольство и желание списать свою несостоятельность на происки врагов, которое есть во всех народах, символизирует мутацию русского когда то православного человека, отравленого западной же идеологий. Решили построить царство Божие на земле? А построили Ад, и что интересно, даже не поняли, не раскаялись в самообмана — велик русский человек, не может быть не светел, не может быть на стороне зла. Но читателю показывают — может, ещё как может. Совлекя с себя образ Божий, приобретают облик звериный. Что касается светлых образов евреев — то в данном случае, как и в нацисткой Германии, пострадали те, которые не обладали связями и заправилам своим не были нужны. Но до уничтожения и уничижения советских евреев гнобили и унижали народ русский. Круг замкнулся. Не любопытно, что мистик Даниил Андреев называет Сталина кандидатом в Антихристы? Есть и другие — например, Ленин, Гитлер, ещё некоторые. Так вот для тёмных сил Сталин оказался предпочтительнее — Гитлер всё таки любил немцев, Сталин же русских использовал как инструмент, Доктрина интернационализма отрицает естество человека — национальность, безбожна, и смотрит на человека как на расходный материал. И роман это хорошо показывает. Опьяневшие от безнаказаности палачи, предающиеся разврату, пьянству, чревоугодию. Лицемеры, прикрывающиеся красивыми словами, создающие искривлённую реальность, в которой день меняется местами с ночью, а жертвы не только не хотят достойно умереть, но предпочитают утянуть за собой ни в чём не повинных людей. Поэтому наш герой проигрывает верущему. Да, раввин умирает, но остаётся жить для весчносмти, а наш Хваткин уже проклят, и Ад следует за ним. И всё это стало возможной, потому что русский человек предал Христа, продался жидам за светлое будущее, и что б по справедливости — отнять и поделить, и лепетать, косяпод дитятко — не виноват, доверился, обвели, объегорили, не знал, не ведал… Вот только некому сказать Прости, Господи им, ибо не ведают, что творят, ведь удобнее продолжать косить под дурачков, спрос то какой с дураков. Я достаточно пожил в СССР и скажу — то, что описано в романе ещё цветочки, было и похлеще. Ведь постройка светлого будущего накрылась медным тазом и те, кто был у руля выбрали сладкую ложь, и народ советский эту ложь хлебал и причмокивал, а тех кто сомневался, гнобил. Пока баре свободы не разрешили. Потому что сами они давно жили в сытом коммунизме, но роль осточертела, хотелось побыть животными.
    Так что перечитывать там нечего. Лучше послушать песню Высоцкого Разговор с палачём, а лучше Абсолютный вахтёр Башлачёва.
    Кстати, символично, что спасителем России от постЕльцинсеого краха выступает чекист. Так что прав Павел Егорыч — такие как он всегда нужны, любому государству

  11. лола:

    мне книга понравилась… но от евреев стало подташнивать,.. согласно с тем, что книга русофобская…не любит автор русских, ни женщин ни мужчин….в превосходной форме только о еврейских женщинах))

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s